alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
17 апреля
2017
14:26
1 690

Городской округ Луховицы: тарифы на коммунальные услуги

Образованный в 2017 году городской округ Луховицы, включающийв себя93 населённых пункта,имеет площадь 1340,6 м2, что почти в два раза меньше площади территории Москвы. Численность населения -58648 человек, что в 211 раз меньше числа жителей в Москве. Теперь, если данные цифры связать с протяженностью сетей коммунального комплекса становится ясным, насколько большая нагрузка по содержанию сетей ложится на одного жителя Луховицы в сравнении с жителями Москвы.

Существовавшее ранее большое число муниципальных образований и, как следствие, немалое число ресурсоснабжающих организаций привели к тому, что недостаточная имущественная и материальная база в ряде муниципалитетов стала препятствием для создания среды комфортного проживания граждан. Дробление имущественного комплекса муниципальных районов при передаче в собственность городских и сельских поселений привело к образованию новых мелких организаций и, как следствие, к росту тарифов в поселениях. Анализ показал, что для повышения надёжности и качества предоставляемых коммунальных услуг нужны не разрозненные мелкие компании, а мощные ресурсоснабжающие организации, имеющие необходимые материально-техническое и кадровое обеспечение.

Масштабная территориально-административная реформа, стартовавшая в 2014 году, одним из главных принципов формирования структуры которой стала экономическая самостоятельность муниципальных районов и городских округов и проведение мероприятий по стимулированию пространственного развития, инвестиционной привлекательности территорий и развития внутренних потребительских рынков, явилась толчком к консолидации ресурсоснабжающих организаций и, как следствие, выравниванию тарифов на коммунальные услуги.

Еще несколько лет назад на территории одного населённого пункта, а в некоторых территориях это ещё сохранилось, плата за коммунальные услуги отличалась в разы. Однако следует понимать, что установление тарифов ниже себестоимости приводит к хроническому недофинансированию ресурсоснабжающих предприятий, снижению качества оказываемых услуг, ухудшению технического состояния муниципальной собственности. При завышенных тарифах отмечается приближение к уровню недоступности платы за коммунальные услуги потребителем.

Комитетом по ценам и тарифам Московской области проводится большая работа по консолидации ресурсоснабжающих объектов. Это происходит в рамках выполнения поручения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва по реализации на территории Московской области Концепции перехода к единым тарифам в коммунальной сфере. Целью Концепции является создание равных условий для граждан по оплате коммунальных услуг на территории муниципальных образований в результате чего разброс между максимальными и минимальными тарифами должен становится как можно меньше.

Однако в ряде муниципальных образований тарифы на коммунальные услуги остаются ещё существенно выше среднеобластного. С 1 июля 2017 года пока ещё останутся выше среднего тарифы на холодную воду, услуги на водоотведение и тепловую энергию в городском округе Луховицы.

На территории городского округа водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение населения обеспечивает одна ресурсоснабжающая организация ООО "ВТКХ", которая эксплуатирует 36 газовых и 1 угольную котельные (износ 37%), 7 центральных тепловых пункта и 138,4 км тепловых сетей (износ 72%). В связи с этим уровень нормативных потерь при передаче тепловой энергии составляет 17% (при среднеобластном показателе 10%). Вместе с тем, организацией эксплуатируется 11 водозаборных узлов, 57 скважин,10 подкачивающих станций и 335,1 км водопроводных сетей,
19 канализационных насосных станций, 19 очистных сооружениии 168,25 км сетей водоотведения. Износ сетей водоснабжения и водоотведения составляет более 70%.

Проблема износа тянется с 90-х годов. В те годы оплата коммунальных услуг была не 100 % для населения, она субсидировалась из бюджета. Затем был плавный переход от фондов общественного потребления к рыночной модели развития. Но денег на развитие не было. В 2000-е завершился процесс перехода на 100% оплату услуг населением, размер которой не покрывал необходимых затрат на содержание. Был рост ВВП, стабилизация, затем «модернизация», т.е. все то, что по сути должно было способствовать возобновлению инфраструктуры. Нельзя сказать, что ничего не делалось, чтобы исправить ситуацию. Заявлялись масштабные программы технического перевооружения, направлялись и дополнительные деньги на модернизацию…Однако темпы нарастания износа (в среднем по России 3 % в год) превышали объемы поступающих средств и восстановительного ремонта (около 1,6 %). В результате износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в регионах России составляет, по разным оценкам, от 50 до 100%.

Во многом высокие тарифы в городском округе Луховицы связаны с объективными причинами: большая протяжённость сетей, изношенность и потери в сетях и, как следствие, высокие затраты на их содержание. Вместе с тем, при анализе деятельности ресурсоснабжающей организации, в целях установления экономически обоснованных тарифов, Комитетом выявлены позиции, способствующие снижению издержек и, как следствие, стабилизации тарифов.

Разрешить ситуацию помогает применяемое долгосрочное регулирование, преимущества которого:

- привлечение инвестиций на модернизацию и развитие объектов коммунального комплекса и гарантия их возврата;

- обеспечение энергетической эффективности;

- повышение надежности и качества теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- экономическая мотивация регулируемых организаций к снижению издержек.

Например, в результате реализации инвестиционной программы в 2015–2016 годах построено 14 станций обезжелезивания воды, в том числе три станции в Луховицах, где живет 30 тысяч человек. В прошлом году в поселке Белоомут и населенном пункте Головачево построили водозаборные узлы, благодаря чему ликвидировали проблему нехватки воды.

До конца 2017 года на территории городского округа Луховицы планируется установить шесть станций обезжелезивания воды и построить новую артезианскую скважину в деревне Круглово. Ожидается, что по итогам года качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения будет обеспечено 99,4% жителей городского округа.

Как отметила председатель Комитета по ценам и тарифам Московской области Наталья Ушакова: «Необходимо самым активным образом ускорить работу по разработке и утверждению основными регулируемыми организациями инвестиционных программ по развитию коммунальной инфраструктуры.

Привлечение инвестиций в коммунальный комплекс – это не «сезонное» мероприятие, это должно стать повседневной работой каждой организации и каждого главы муниципального образования.

Средства, заложенные в тарифы на реализацию инвестиционных программ – это не «подарки». Все организации должны отчитаться за каждую копейку, заложенную в тариф».

В рамках существующей системы тарифного регулирования нет возможности совсем избежать роста тарифов. Ежегодное повышение цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций происходит в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год. В частности, на рост тарифов в коммунальной сфере влияют такие федеральные показатели, как рост оптовых цен на газ,нерегулируемых цен на оптовом рынке электроэнергии, тарифов электросетевых компаний. Однако, путём модернизации и ремонта сетей, снижения потерь ресурсов в сетях и издержек на их содержание, тарифы можно, как минимум, стабилизировать, приблизив тем самым к среднеобластному значению.

В создавшейся ситуации решить проблему нарастающего износа основных фондов, инженерной инфраструктуры возможно путем развития систем с применением новых технологий и оборудования, обеспечивающих увеличение срока службы трубопроводов и оборудования, позволяющих осуществлять их плановую замену. В Московской области в целях недопущения аварийных ситуаций, необходимые работы по восстановлению сетей производятся, в том числе, в рамках реализации госпрограммы «Развитие ЖКХ».