alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
17 апреля
2017
14:25
1 083

Городской округ Шаховская: тарифы на коммунальные услуги

Образованный в 2015 году городской округ Шаховская, включающийв себясельские поселения Раменское, Серединское и Степаньковское,имеет площадь 1218,88 м2, что лишь в два раза меньше площади территории Москвы. Всего в городском округе Шаховская 152 населённых пункта. Численность населения - 25738 человек, что в 481 раз меньше числа жителей в Москве. Теперь, если данные цифры связать с протяженностью сетей коммунального комплекса становится ясным, насколько большая нагрузка по содержанию сетей ложится на одного жителя Шаховская в сравнении с жителями Москвы.

Существовавшее ранее большое число муниципальных образований и, как следствие, немалое число ресурсоснабжающих организаций привели к тому, что недостаточная имущественная и материальная база в ряде муниципалитетов стала препятствием для создания среды комфортного проживания граждан. Дробление имущественного комплекса муниципальных районов при передаче в собственность городских и сельских поселений привело к образованию новых мелких организаций и, как следствие, к росту тарифов в поселениях. Анализ показал, что для повышения надёжности и качества предоставляемых коммунальных услуг нужны не разрозненные мелкие компании, а мощные ресурсоснабжающие организации, имеющие необходимые материально-техническое и кадровое обеспечение.

Масштабная территориально-административная реформа, стартовавшая в 2014 году, одним из главных принципов формирования структуры которой стала экономическая самостоятельность муниципальных районов и городских округов и проведение мероприятий по стимулированию пространственного развития, инвестиционной привлекательности территорий и развития внутренних потребительских рынков, явилась толчком к консолидации ресурсоснабжающих организаций и, как следствие, выравниванию тарифов на коммунальные услуги.

Еще несколько лет назад на территории одного населённого пункта, а в некоторых территориях это ещё сохранилось, плата за коммунальные услуги отличалась в разы. Однако следует понимать, что установление тарифов ниже себестоимости приводит к хроническому недофинансированию ресурсоснабжающих предприятий, снижению качества оказываемых услуг, ухудшению технического состояния муниципальной собственности. При завышенных тарифах отмечается приближение к уровню недоступности платы за коммунальные услуги потребителем.

Комитетом по ценам и тарифам Московской области проводится большая работа по консолидации ресурсоснабжающих объектов. Это происходит в рамках выполнения поручения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва по реализации на территории Московской области Концепции перехода к единым тарифам в коммунальной сфере. Целью Концепции является создание равных условий для граждан по оплате коммунальных услуг на территории муниципальных образований в результате чего разброс между максимальными и минимальными тарифами должен становится как можно меньше.

Однако в ряде муниципальных образований тарифы на коммунальные услуги остаются ещё существенно выше среднеобластного. С 1 июля 2017 года пока ещё останутся выше среднего тарифы на холодную воду, услуги на водоотведение и тепловую энергию в городском округе Шаховская, несмотря на то, что по сравнению с 2016 годом тарифы, например, на тепловую энергию уменьшились.

На территории городского округа водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение населения обеспечивает одна ресурсоснабжающая организация МПКХ «Шаховская». МПКХ "Шаховская" эксплуатирует 21 газовую и 2 дровяные котельные, износ которых составляет 60%, 3 центральных тепловых пункта и 55,9 км тепловых сетей (износ 26%), 29 водозаборных узлов, 9 станций обезжелезивания воды, 15 водонапорных башень и 114,6 км водопроводных сетей, 9 канализационных насосных станций, 12 очистных сооружений и 74,6 км сетей водоотведения. Износ сетей водоснабжения и водоотведения составляет примерно 60%.

Проблема износа тянется с 90-х годов. В те годы оплата коммунальных услуг была не 100 % для населения, она субсидировалась из бюджета. Затем был плавный переход от фондов общественного потребления к рыночной модели развития. Но денег на развитие не было. В 2000-е завершился процесс перехода на 100% оплату услуг населением, размер которой не покрывал необходимых затрат на содержание. Был рост ВВП, стабилизация, затем «модернизация», т.е. все то, что по сути должно было способствовать возобновлению инфраструктуры. Нельзя сказать, что ничего не делалось, чтобы исправить ситуацию. Заявлялись масштабные программы технического перевооружения, направлялись и дополнительные деньги на модернизацию…Однако темпы нарастания износа (в среднем по России 3 % в год) превышали объемы поступающих средств и восстановительного ремонта (около 1,6 %). В результате износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в регионах России составляет, по разным оценкам, от 50 до 100%.

Во многом высокие тарифы в городском округе Шаховская связаны с объективными причинами: большая протяжённость сетей, изношенность и потери в сетях и, как следствие, высокие затраты на их содержание. Вместе с тем, при анализе деятельности ресурсоснабжающей организации, в целях установления экономически обоснованных тарифов, Комитетом выявлены позиции, способствующие снижению издержек и, как следствие, стабилизации тарифов.

Во многом разрешить ситуацию помогает применяемое долгосрочное регулирование, преимущества которого:

- привлечение инвестиций на модернизацию и развитие объектов коммунального комплекса и гарантия их возврата;

- обеспечение энергетической эффективности;

- повышение надежности и качества теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- экономическая мотивация регулируемых организаций к снижению издержек.

Например, в результате реализации инвестиционной программы МПКХ «Шаховская» провела модернизацию котельных, построила новую автоматизированную котельную, осуществила перевод котельной с жидкого топлива на газ. Следствием чего стало снижение удельного расхода топлива и численности персонала.

Снижение себестоимости тепловой энергии позволило безболезненно перейти на новые нормативы потребления тепловой энергии, а также привело к снижению тарифа с января 2017 года на 4%. С 1 июля тариф на тепловую энергию снизится ещё на 1%.

Как отметила председатель Комитета по ценам и тарифам Московской области Наталья Ушакова: «Необходимо самым активным образом ускорить работу по разработке и утверждению основными регулируемыми организациями инвестиционных программ по развитию коммунальной инфраструктуры.

Привлечение инвестиций в коммунальный комплекс – это не «сезонное» мероприятие, это должно стать повседневной работой каждой организации и каждого главы муниципального образования.

Средства, заложенные в тарифы на реализацию инвестиционных программ – это не «подарки». Все организации должны отчитаться за каждую копейку, заложенную в тариф».

В рамках существующей системы тарифного регулирования нет возможности совсем избежать роста тарифов. Ежегодное повышение цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций происходит в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год. В частности, на рост тарифов в коммунальной сфере влияют такие федеральные показатели, как рост оптовых цен на газ,нерегулируемых цен на оптовом рынке электроэнергии, тарифов электросетевых компаний. Однако, путём модернизации и ремонта сетей, снижения потерь ресурсов в сетях и издержек на их содержание, тарифы можно, как минимум, стабилизировать, приблизив тем самым к среднеобластному значению.

В создавшейся ситуации решить проблему нарастающего износа основных фондов, инженерной инфраструктуры возможно путем развития систем с применением новых технологий и оборудования, обеспечивающих увеличение срока службы трубопроводов и оборудования, позволяющих осуществлять их плановую замену. В Московской области в целях недопущения аварийных ситуаций, необходимые работы по восстановлению сетей производятся, в том числе, в рамках реализации госпрограммы «Развитие ЖКХ».